Бунинские светлые аллеи Ирины Волкович
Опубликовано: 23 октября 2019 г.
Ирина Атанасов
Нью-Йорк, США
«Знаете, на свете так мало счастливых встреч…», – сказал однажды герой рассказа Ивана Бунина «В Париже» …
Вот здесь не соглашусь с одним из моих любимых писателей. В моей жизни их – этих встреч – было достаточно много и одна произошла совсем недавно, может, случайно, а, может, и нет…
В жизни Ирины было столько невероятных событий, что я могла бы только мечтать, чтобы не быть просто случайностью на её пути. Соединил нас Борис Пастернак, а сейчас продолжает нашу связь – духовную, душевную, восторженную (с моей стороны, конечно!) – Иван Бунин.
О, эти рыцари Круглого стола, служители Прекрасной Дамы – Великой Литературы, которым не нужно сражаться за лучшее место за этим столом, ибо у каждого из них – своё. И у каждого – свой путь поиска Святого Грааля. И это знает великое множество читателей, литературоведов, исследователей, биографов.
Меня всегда восхищали профессионалы своего дела, которые отдаются ему без остатка, чем бы они ни занимались. Но ещё большее уважение и восторг вызывают люди, которые оставляют свою прежнюю жизнь и карьеру, чтобы начать все с нуля и следовать своему истинному призванию. История знает немало тому примеров. К таким смельчакам – рискующим, ищущим, не знающим покоя, – принадлежит, несомненно, и моя героиня, открывшая 16 лет назад свой литературный театр.
Ивану Бунину сценарист, режиссёр, исследователь Ирина Волкович посвятила бОльшую часть своего творчества, начиная с первых проб пера ещё в те времена, когда театра ещё не было… Но была мечта, была та искра божья, которая не даёт покоя творческим личностям. Я не хочу утомлять читателей нудным изложением фактов, биографических данных, хронологией событий. Для этого существует Википедия. Меня больше волнуют чувства, впечатления, повороты судьбы, таинства движения души и мысли.
Какой силой таланта, творческой смелостью, какой ответственностью перед личностью Гения нужно обладать, чтобы создавать такие спектакли! Одно дело – твой собственный герой, созданный исключительно твоим воображением и оправданный вездесущим «я так это вижу!» И совсем другое – избрать героем известного писателя, сверстать его идеи и мысли, события его жизни, его тексты и письма, которые давным-давно исследованы, где всё уже сказано, написано, переплетено и уставлено на пыльную библиотечную полку, защищены все кандидатские и докторские. Разве это не вызов? А, может, любовь?…
Началом многолетнего бунинского периода Ирины был спектакль «Лишь слову жизнь дана», посвящённый 70-летию получения Буниным Нобелевской премии, а вслед за этим – знаменитые «Темные аллеи», которым суждено было стать визитной карточкой театра «Диалог» спектакли «Грамматика любви», «Муза». И фестиваль Бунинские дни в NY к 135-летию писателя, и сотрудничество с известными журналами, и доклад о творческом наследии Бунина на научной конференции в Орле, – вряд ли я смогу описать все сферы деятельности Ирины, они необъятны. И триумфальные гастроли в Берлине и Москве.
Театру «Диалог» уже больше 15-ти лет. И сегодня, в преддверии 150-летия Бунина, Ирина готовит для нас новый спектакль «На парижской волне», где уже известный зрителям и почитателям рассказ «В Париже», который был частью других Бунинских спектаклей «Диалога», в её трактовке самым неожиданным образом обретает новое звучание и …
Нет-нет, здесь я умолкаю, чтобы неловкими фразами не спугнуть очарования новизны спектакля. Может, мне повезёт, и я опять попаду на репетицию, вдохну аромат антоновских яблок и парижского дождливого вечера, сгорю в огне вечной любовной страсти или почувствую едва уловимое прикосновение лёгкого дыхания таланта. И вновь с замиранием сердца послушаю прекрасных актеров Снежану Чернову и Рустема Галича, порадуюсь успехам дебютантов, пожелаю себе и всем зрителям вновь увидеть на этой сцене несравненную Елену Соловей, кумира моей молодости, И в очередной раз пойму, что поиски Святого Грааля никогда не заканчиваются не потому, что эта чаша недосягаема или не существует совсем. Её обретение обозначало бы конечность творчества. А это невозможно, пока есть такая Ирина Волкович. И её рыцари…