«Театральный роман» Марины Цветаевой

«Театральный роман»
Марины Цветаевой

сhire_krug_0000_pic1Ажиотаж вокруг спектакля «Судьбы скрещенье» литературного театра «Диалог» начался задолго до премьеры. Все билеты проданы! И это в Нью-Йорке, где каждый день происходят сотни разных интересных культурных событий. Наконец премьера состоялась.

Настоящий триумф, аплодисменты, цветы, слезы на глазах. А на сцене потрясенные случившимся три женщины: две актрисы и режиссер-сценарист.

Я поздравила Ирину Волкович, художественного руководителя театра, автора сценария н постановки, с премьерой и попросила рассказать о спектакле подробнее.

– премьерой спектакля «Судьбы скрещенье» театральные откровения по «Повести о Сонечке» и поэзии Марины Цветаевой литературный театр «Диалог» открыл свой 13 театральный сезон.

Серебряный век русской поэзии, судьбы поэтов и актеров – темы. которые меня волнуют, притягивают, вдохновляют… Жизни и творчеству Пастернака, Бунина, посетителям Петербургского кабаре «Бродячая собака» 1911-1914 били посвящены мои сценарии «Свеча горела», «Темные аллеи», «В зеркалах». Спектакли по ним остаются в репертуаре театра «Диалог» уже много лет.

Марина Цветаева писала в записных книжках: «Вы – через 100 лет – любите и моего Серёжу, и мою Асю, и мою Сонечку! Вы – через 100 лет! — почему я никогда не узнаю, какие у вас глаза.

Софья Голлидэй, Сонечка. Если кто-то сегодня и помнит это имя, то только в связи с именем Марины Цветаевой. А кто она были сама по себе Ученица Вахтангова и Станиславского, актриса Второй студии МХТ, потом провинциального театра и еще хороший, добрый человек. Лучше, чем рассказала о ней Марина Цветаева в посвященной ей повести, все равно никто и никогда не расскажет. Это свидетельство очевидца, и какого очевидца! Была ли она сhire_krug_0005_gollidayкрасива, была ли талантлива? Сейчас трудно судить объективно, не поддаваясь восторженности и магнетизму цветаевского описания и оценки. «Это был мой последний румянец, в декабре 1918 г. Вся Сонечка – мой последний румянец». Была ли она столь талантлива и обаятельна — теперь неважно, на ней навсегда останется этот отблеск — гения Марины Цветаевой, ее дружбы, ее любви, ее восхищённости «маленькой Сонечкой».

 

Ландыш, ландыш белоснежный,
Розан аленький:
Каждый говорил ей нежно:
«Моя маленькая!»
(М. Цветаева «Стихи к Сонечке»)

Так какая же она была: Кроткая Настенька из «Белых ночей» Достоевского Сонечка блистала в этой роли в Москве 1918-1919. Хрупкая девочка, валившая на себя заботу не только о своей семье, но и о других людях,
нуждающихся в помощи: Маленький праздник, с – которым довелось встретиться другой хрупкой женщине в совсем непраздничной Москве лихого 1918 года. В числе персонажей, которые незримо присутствуют на сцене: Юра и Павлик, в будущем маститый театральный режиссер Юрий Завадский и один из лучших поэтов своего времени Павел Антокольский; и Алексей Александрович Стахович — преподаватель хороших манер во Второй студии МХТ. Послереволюционная театральная элита. Молодые, талантливые, красивые, несвоевременные люди, они читают стихи, изобретают сюжеты, цитируют любимые сказки, строят творческие планы, разыгрывают этюды, смеются, влюбляются… А потом кончилась молодость, а «век серебряный» стал железным, Жанр литературного театра позволяет нам экспериментировать, стирая грань между литературой и театром. Мы приносим на сцену главную ценность – цветаевскую прозу и поэзию – и возникают своя реальность, своя правда, своя манера и стиль. Мы прежде всего испытали на себе влияние этой литературы, литературы, которая задевает, царапает и вдохновляет нас сегодняшних, живущих через 100 лет. В ткань спектакля вплетаются мотивы «Белых ночей» Достоевского. А главные героини Сонечка и сама Марина — и страстное повествование о любви, о театре, о «театральных романах», об удивительных «судеб скрещении», о духовной близости и, как всегда у Цветаевой, о разлуке. Как пишет Дмитрий Быков: «Все друг в друга влюблены, и все страдают – о, не от голода, конечно, но от любви. Какая беспомощность, хрупкость, какое кружение на краю жизни — точнейший цветаевский диагноз эпохе…».

сhire_krug_actorsЧто сказать об игре актеров? Они не играли, они жили, все обнажено, все на нерве и нет места фальши, высокомерию, обману. В ролях: заслуженная артистка России Светлана Кифа и Снежана Чернова.

Мы рады всем ценителям творчества Цветаевой, рады тем, кто готов вместе с нами слышать музыку прозы и поэзии, переплетенную с великой музыкой Моцарта.

Несколько строк из писем о премьере:

…Вы помогли нам окунуться в глубины человеческого духа и безмерного таланта гениальной Марины Цветаевой, так все было близко, так счастливо, любимо и так трагично. Писала же М. Цветаева: «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед». Как она была права! «Нечеловеческие» стихи Цветаевой, мурашки по коже… Желаю Вам и вашим артистам счастья и успехов.

Ваша Alla Dyadechko.

 

…Плачу редко. Почти никогда. Тем более в театре. На вашем спектакле мне трудно было смотреть на сцену — глаза наполнились слезами так и не просохли до самого конца…

Нина Королева

 Шире Круг

6/2015