Ирина Волкович о премьере спектакля «В зеркалах»
Ирина Волкович о премьере спектакля «В зеркалах»
28 Декабря, 2010, Беседовала Екатерина Бычкова
Спектакли, которые ставит директор отдела культуры центра Shorefront Ирина Волкович, неизменно собирают полный зал. Более того, каждый из этих музыкально-поэтических вечеров по просьбам зрителей повторялся десятки раз. Для Нью-Йорка, где ежедневно публике предлагаются сотни представлений, подобный успех говорит о многом – значит, создателям проекта удалось достучаться до сердец нашего зрителя. Незадолго до премьеры новой постановки под названием «В зеркалах» («In The Mirrors») литературного театра «Диалог», мы побеседовали со сценаристом и постановщиком спектакля Ириной Волкович.
Каково основное отличие спектакля «В зеркалах» от всех предыдущих постановок театра «Диалог»?
В этом спектакле впервые задействовано пять актеров: известный артист и продюсер Рустем Галич, выпускник Щукинского училища и актер театра STEPS Роман Фрейд, актеры Инна Есилевская и Сергей Гордеев, а также ведущая телеканала НТВ Америка Наталья Романова (это ее дебют в театре). До этого в спектаклях нашего литературного театра принимали участие два, иногда три актера. Сегодняшний состав – это те самые ребята, с которыми мы начинали много лет назад.
То есть театр «Диалог» постепенно превращается в этакий многоголосый разговор?
Я бы сказала по-другому: теперь это настоящий театр. До этого мы вырабатывали систему особых визуальных образов, искали какой-то новый жанр. Конечно, литературные театры были и до нас – не мы это придумали, – но мы удачно сочетаем наработки наших предшественников и добавляем к нему некий документальный элемент.
Каждый спектакль сопровождается показом редких кадров, соответствующих теме постановки. Так, например, в спектакле о Пастернаке «Свеча горела» есть уникальные кадры, которые нам любезно подарила дочь Ольги Ивинской – последней музы Пастернака, – она живет в Париже. Эти семейные записи потрясающе вписываются в ход спектакля. Представьте: в определенный момент на экране появляется поэт, навстречу которому бежит возлюбленная! И все это происходит под музыку – эффект незабываемый!
Спектакль «В зеркалах», к ак и многие предыдущие ваши работы, посвящен Серебряному веку. Почему эта тема так важна для вас?
Наверное, потому, что я родилась в Ленинграде и буквально выросла на литературе… Тема Серебряного века началась с программы «Салют, Санкт-Петербург!» в Центральной Публичной Библиотеке, приуроченной к 300-летию моего любимого города, и продолжается до сих пор. С того времени мы поставили несколько спектаклей, посвященных Пастернаку, Бунину, Эрдману, Бергольц – все они в той или иной мере связаны с Серебряным веком. И я чувствовала, что нужно продолжать работать в том же направлении. Использовать талант ребят, с которыми меня свела судьба.
Как долго вы работали над сценарием пьесы и сколько времени ушло на репетиции?
С момента рождения идеи до конечного оформления ее в сценарий прошло чуть больше года. А репетировать мы начали в августе. Все задействованные в спектакле актеры очень заняты на основной работе, но тем не менее находят время приезжать на репетиции и рабoтть над сложным сценарием – в нем много поэзии: Гумилев, Ахматова, Кузмин, Мандельштам, Аверинцев, много музыки, романсов . Несмотря на то, что я являюсь сценаристом и постанощиком спектакля, каждый из актеров – мой соавтор: многие идеи рождаются прямо во время репетиций.
Все началось с ахматовской «Поэмы без героя». Я мысленно «доросла» до нее, поняла, почему она, будучи возрасте, пишет
Словно в зеркале страшной ночи
И беснуется и не хочет
Узнавать себя человек, —
А по набережной легендарной
Приближался не календарный —
Настоящий Двадцатый Век.
После этого начали приходить идеи, сложился спектакль – «ностальгическое представление в стихах, с музыкой и интермедиями, о поэтах и актерах блистательного Серебряного века».
Важно подчеркнуть, что мы не играем этих поэтов, а играем в них. Потому что исполнителей у нас всего пять, а действующих лиц, героев – с десяток. Актеры играют не конкретных исторических лиц, а атмосферу «Бродячей собаки» 1913 года.
Главная идея спектакля – любовь и разлука: все то, что волнует нас, совсем других людей в совсем другое время.