Феномен Менахема — Мендля

Феномен Менахема — Мендля

RusRek-march15В мартовские дни будущего года мы будем отмечать 160-летие со дня рождения великого еврейского писателя Шолом-Алейхема, и спектакль «Печальное и смешное» нью-йоркского литературного театра «Диалог», которым руководит Ирина Волкович, можно считать подарком зрителям к этой дате.
Особенность литературного театра состоит в том, чтобы донести до зрителя со сцены все нюансы произведения в прозе (и поэзии), созданные автором с помощью слова и для читателя. Литературные образы Шолом-Алейхема оказались настолько зрительными и рельефными, что привлекли внимание кино и театра. Эту двойственную задачу (показать героев Шолом-Алейхема сценически ярко, сохранив при этом литературные достоинства его прозы) решили создатели спектакля «Печальное и смешное», сыгранного на сцене актового зала Нью-Йоркской Публичной библиотеки NYPL.
Автор сценария, основанного на рассказах Шолом-Алейхема, и постановщик – Ирина Волкович, бессменный руководитель и основатель театра, актеры Сергей Нагорный в роли Менахема-Мендля и Инна Есилевская в роли его жены Шейне-Шейндл, скрипач Александр Анисимов.
В 1941 году исчезло последнее в мире еврейское местечко – Иерусалимка, существовавшее вблизи украинского города Винница. Его физически стерла с лица земли Вторая мировая война. Но штетлы остались в памяти человечества как поэтическое представление о своеобразном этническом сообществе евреев, говорящих на языке идиш, имеющих собственное представление о жизненных ценностях, не всегда совпадающее, скажем так, с официальной социальной доктриной. Шолом-Алейхем поселил самых разных своих персонажей в вымышленном, но полностью отвечающем всем реальным представлениям о штетле еврейском местечке Касриловка.
В поисках счастья герои писателя изредка покидали Касриловку и направлялись в большие города царской России: Одессу, Егупец (так писатель называл Киев) и даже в Варшаву. Главный персонаж спектакля «Печальное и смешное» Менахем-Мендл хочет вырвать свою большую семью из бедности и пускается во все тяжкие: то становится биржевым маклером, то беспомощным сводником, то дилером, который покупает то, что потом не может продать, и даже писателем.
Спектакль построен в форме переписки по почте (в центре сцены огромный почтовый ящик в стиле тех лет с надписью «Пошта»), между странствующим Менахемом и ожидающей его возвращения в Касриловку женой Шейне. Потерпев неудачу в Одессе, Менахем несколько меняет тон своих писем, но все еще надеется на удачу в каком-нибудь новом деле. Его авантюры, в которые не верит никто, кроме него самого, заведомо обречены на провал, потому что все это противоречит его натуре и представлениям о реальной жизни. Его жена более трезво оценивает ситуацию, призывая себе в помощь житейскую мудрость своей мамы: «Сумасшедшие бьют окна, но не в своих домах». Последнее письмо к Шейне-Шейндл приходит из Америки, и следы Менахема теряются. В финале спектакля Шейне – Есилевская спускается в зал с фотографией мужа и просит зрителей, если кто его увидит, сказать ему, что дома его давно ждут жена и дети…
Инна Есилевская окончила Театральную школу в Казани. С 2004 года она – актриса театра «Диалог» и играла главные роли в большинстве спектаклей театра. Сергей Нагорный – выпускник Американской Академии драматического искусства, участник многочисленных офф-бродвейских постановок. Он считает для себя очень важным играть в спектакле, в основе сценария которого произведения еврейского классика – любимого писателя его российской юности.
Скрипач Александр Анисимов окончил московскую «Гнесинку» и выступает как солист и дирижер с разными оркестрами Петербурга, Москвы и другими, лауреат международных конкурсов. Видеоряд принадлежит российскому художнику Владимиру Любарову. В спектакле использовались его полотна из серии «Еврейское счастье», однако совмещение их с тонкой ироничностью Шолом-Алейхема кажется, по меньшей мере, спорным. Но зрители не обратили на это внимания. Да, забыл главное сказать, как писал Менахем-Мендл: они смеялись, но в горле был комок, а на глазах – слезы.